Инвестиционные дистанции — Ч.3 : Игра по-крупному

927

Игра по-крупному

Альтернативой для тех, кто не всегда может следить за котировками в режиме он-лайн, является долгосрочное инвестирование. Многие называют данный подход «купил, и держи». В общем виде его идея заключается в следующем: покупка определенной бумаги и ее продажа через длительный период времени по более высокой цене. Стоит отметить, что чаще всего этот подход используется на фондовом рынке.

Срочный сегмент, где период жизни производных инструментов ограничен, а его участники активно используют «плечевые» схемы и потому сосредоточены на извлечении краткосрочных выгод, для долгосрочного инвестирования мало подходит.


«Длительный» период – это не год и не два, ведь иногда акции могут стоять примерно на одном уровне достаточно долго или же вовсе подешеветь. В качестве наглядной иллюстрации можно снова взять бумаги «Мотор Сич». В начале января 2010 года акции одного из крупнейших предприятий в мире по производству авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок стоили около 1675 гривен.

Это дороже более чем в 4 раза, чем год назад (примерно 365 гривен), когда как на мировых, так и на украинском рынках свирепствовала кризисная паника. Однако те, кто купили их два года назад (в начале 2008 года акции стоили 1705 гривен) и продолжают оставаться акционерами компании до сих пор, пока похвастаться положительной доходностью своего вложения не могут. Итак, год-два – не гарантия получения дохода.

А вот при горизонте инвестирования от 5 лет и дольше шансы на получение положительного результата гораздо выше. В начале 2005 года, после «Оранжевой революции», когда рынок начал стремительно расти, акции «Мотор Сич» достигли своего (на тот момент) исторического значения в районе 400 гривен.

Наиболее терпеливые из покупателей того времени, «пересидевшие» все рыночные перепады цен (включая распродажу 2008-го), получили более чем 4-кратный рост своей инвестиции, сделанной, между прочим, на локальном максимуме. И даже инфляция не помешала им получить положительную доходность: среднегеометрический темп роста цены составил (с января 2005 года по январь 2010 года) более 43% ежегодно. И чем больше период инвестирования, тем, как ни странно, выше доходность.

Так, если бы мы решили купить акции «Мотор Сич» на еще неразвитом и неактивном отечественном фондовом рынке в начале 2004 года по 100 гривен за бумагу, она бы выросла почти в 17 раз, что эквивалентно 76% ежегодной доходности.

Однако при всей внешней привлекательности указанного подхода у него есть свои подводные камни. Например, ежегодная средняя доходность индекса ПФТС за 5-летний период к началу января 2010 года составила около 21%, а относительно того же месяца 2004 года – 48%. То есть рыночный индикатор серьезно отстал от «Мотор Сичи» по этому показателю.

Это означает, что какие-то бумаги в долгосрочной перспективе могут расти быстрее рынка (обычно под «рынком» понимается самый популярный фондовый индекс: в Украине это UX и ПФТС, в России – RTSI, в США – Dow Jones или S&P500, в Великобритании – FTSE100), а какие-то, напротив, отставать или даже приносить убытки.

Поэтому утверждение, что долгосрочное инвестирование – самая легкая и простая стратегия, пожалуй, не соответствует действительности. Покупать акцию навскидку по любой цене в расчете на то, что она непременно вырастет, нисколько не надежней, чем суматошные действия начинающих «скальперов-пипсоловов».

На длительном периоде показывают рост, приносящий ощутимую для кошелька инвестора прибавку, как правило, бумаги компаний, занимающих стабильное положение в своем секторе (а еще лучше, если они являются лидерами в своих секторах), имеющих минимальные риски банкротства (нулевых рисков подобного рода нет даже у государств, и 2008 год, когда многие эксперты и аналитики пророчили дефолт для Украины, – яркое тому доказательство), генерирующих положительные денежные потоки и работающих с рентабельностью капитала, превышающей стоимость его привлечения или альтернативного использования.

Не стоит забывать и о том, что наибольшую выгоду долгосрочным инвесторам приносят компании, бумаги которых были куплены, когда эмитент еще не был «раскручен». В качестве примера снова можно привести 2004 год, когда до «Оранжевой революции» западные инвесторы и крупные украинские инвесткомпании еще столь активно не работали на отечественных площадках, а практически все акции торговались около, а то и ниже своего номинала. Сейчас же практически любая бумага, купленная 6 лет назад, принесла бы неплохой доход инвестору.

Например, акция «Арселор Миттал Кривой Рог» до приватизации («Криворожсталь») и приобретения в октябре 2005 года 93,02% акций комбината компанией «Mittal Steel Germany GmbH» практически «лежала» на бирже, а после этой покупки начала активно торговаться на фондовой площадке ПФТС. Спустя четыре года бумага поднялась с 4,2 до 10,4 гривны за акцию.

Подводя итог, можно сказать, что, размещая свои «кровные» на длительный срок, инвестор уже принимает на себя значительные риски (валютные, инфляционные, политические). Поэтому его основная задача при выборе подходящего актива заключается в том, чтобы список потенциальных неприятностей не достиг запредельных значений, а по возможности увеличился лишь незначительно (полностью исключить индивидуальные корпоративные риски, как и «государственные», невозможно, о чем сказано выше).

В свою очередь, минимизация рисков опирается на поиск фундаментально недооцененных бумаг, максимально возможное исключение эмоционального фактора при осуществлении операций, снижение торговых оборотов, последующий детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности эмитентов и новостной мониторинг компаний.

Минимизация числа сделок позволяет принимать более качественные и взвешенные решения. Cоблюдая этот принцип, долгосрочный инвестор много раз подумает (и, скорее всего, передумает!), прежде чем принять решение о покупке каких-либо «горячих акций», которые внутри дня растут на 20% и выше под влиянием скрытых причин. Возможно, из-за этого он не получит несколько процентов доходности.

Но при этом у него точно не будет убытков по этой «горячей бумаге», когда она начнет «остывать», падая столь же быстро, как прежде росла. Кстати, на примере «горячих акций» четко видна разница между скальпером-спекулянтом и инвестором. Первый обязательно влезет в ее полет.

Если это будет сделано относительно рано, на низких уровнях, то шансы получить приличный доход достаточно высоки (правда, насколько высоки или низки цены в каждый конкретный момент времени, становится ясно несколько позже), поэтому спекулянты обычно пробуют воспользоваться предоставленной возможностью. Ну а если спекулянт открыл позицию в конце движения, то его счету грозит «маржин-колл» в этот же день (особенно, если он использовал в сделке кредитное «плечо»).

Настоящий долгосрочный инвестор в подобные игры не играет. При этом разумная минимизация торговых оборотов сокращает транзакционные издержки (биржевые и брокерские комиссии), что вкупе с минимизацией ошибок (прежде всего, в долгосрочной перспективе) потенциально ведет к повышению доходности инвестиционного портфеля.

Принцип долгосрочности инвестиций означает отсутствие продаж и связанных с ними налоговых издержек. Чем длиннее период инвестирования, тем больше налоговая выгода. В частности, при вложении неким физлицом 1 млн. гривен и получении годового дохода в 10% чистая прибыль при ее фиксации и уплате налогов в первый год составит 85 тыс. гривен (налоговая ставка 15%).

Удержав актив от продажи и реализовав его лишь на второй год (при той же доходности в 10%), за два года инвестор получит 178,5 тыс. гривен. Накопленная чистая прибыль от ежегодной продажи актива после уплаты налогов за двухлетний период составит 177,4 тыс. (то есть выгода от простого удержания бумаги достигает, казалось бы, незначительных 0,62% от изначального объема портфеля).

На 5-летнем интервале отсутствие продаж позволяет выгадать на налогах уже 2,24% от инвестированной суммы. Если же доходность составляет не 10%, а 15%, то только на налогах можно сэкономить порядка 3,34% портфеля. И чем дольше срок инвестирования, тем более существенна выгода инвестора и тем больше у него возможностей опередить спекулянта по показателю доходности.

Не стоит недооценивать и дивиденды. Оставаясь долгосрочным совладельцем компании, инвестор будет получать их, не впадая в «дивидендный ажиотаж» накануне закрытия реестра, когда многие участники рынка в горячке покупают акции в расчете лишь «на дивиденды», собираясь продать их сразу же после «отсечки». Нередки случаи, когда подобные продажи в ходе общей коррекции просто «съедают» полученную таким образом прибыль, и спекулянт по факту терпит убыток.

Долгосрочный инвестор подобных рисков не несет. Лучший представитель данного подхода к торговле – Уоррен Баффетт, самый успешный инвестор, проповедующий долгосрочное инвестирование в фундаментально качественные активы. Как отмечает сам Баффетт, основной секрет успешного инвестирования – выбрать хорошие акции в нужное время и держать их до тех пор, пока они остаются хорошими.

Собственно говоря, все «идейные» долгосрочные инвесторы стараются работать в соответствии с одним из афоризмов Баффетта: «Рынок ценных бумаг – это некий центр перераспределения, в котором деньги переходят от активных к упорным». Данный подход не требует постоянного присутствия перед торговым терминалом, но подразумевает кропотливое изучение фундаментальных характеристик компаний.

«Купил, и держи» подходит обеспеченным людям с крепкой нервной системой. Hервы помогают удержаться от продажи акций в моменты рыночной паники. И даже если одна бумага в портфеле теряет значительную часть своей стоимости, наличие свободных средств помогает сохранить фондовые активы в случае личных финансовых трудностей, а также позволяет быстро привлечь на рынок средства при появлении интересных инвестиционных идей.

В целом, оба рассмотренных подхода являются крайностями. А между ними существует масса комбинированных стилей, включающих те или иные аспекты «интрадэя» и долгосрочного инвестирования.

В начало